Как изучение нового языка меняет мозг?

Изучающие английский знают, что овладение новым языком требует интеллектуальных затрат. Однако до недавнего времени мы немного знали о том, что происходит в головном мозге тех, кто изучает второй язык. Новые исследования обнаружили, что мозг претерпевает глобальную реорганизацию у людей, говорящих на двух языках.

Влияние фонологической конкуренции на умственные способности

Согласно последней информации из журнала «Мозг и Язык» (“Brain and Language”) исследователи из Северо-Западного и Хьюстонского университетов изучали мозговую активность одно- и двуязычных испытуемых. А именно, их интересовал такой феномен, как фонологическая конкуренция. Это процесс, с помощью которого мы определяем слово, которое произносится в данный момент. Подразумевается, что эффективное разрешение фонологической конкуренции необходимо для понимания языка.

Наш мозг сталкивается с фонологической конкуренцией тысячи раз в день. Когда мы слышим какое-нибудь слово, которое начинается, к примеру, со звуков «п-р-о.. », наш слуховой ориентир активирует несколько возможных вариантов продолжения данного слова («процесс», «прогресс», «проект»). Каждое из этих слов конкурируют между собой. По мере того, как поступает больше слуховой информации, конкуренция снижается и выбирается нужное слово.

По ранее полученным данным на нейронном уровне каждое из возможных целевых слов активируется в головном мозге одновременно. Мозгу необходимо отбросить некорректные варианты, чтобы остановить свой выбор на правильном слове. Хотя все одно- и двуязычные люди обладают этой способностью, тем, кто знает больше одного языка, приходится выбирать из большего количества слов. Таким образом, дети-билингвы способны лучше справляться с устранением лишней информации, когда им предстоит делать какой-либо выбор. Этот навык развивает математические способности, логическое мышление и другие когнитивные функции.

Новые данные исследования о структуре мозга изучающих английский язык

Наш мозг пластичен, его структура и функции меняются в ответ на обучение. Изучение нового языка приводит к увеличению объемов мозга в левой теменной доле – языкового центра головного мозга. Кроме того, наряду с развитием навыка контроля деятельности, наблюдаемым у двуязычных индивидов, увеличиваются в размере и области, отвечающие за внимание и способность игнорировать лишнюю информацию.

Одновременно с исследованием изменения размеров зон головного мозга ученые использовали метод функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), чтобы оценить мозговую активность во время выполнения задания. Данный метод позволяет измерить объем притока крови к зонам головного мозга, пока человек решает какую-либо задачу. Считается, что больший объем притока крови к определенной области мозга указывает на ее активацию. Это позволяет ученым определять, какие области мозга контролируют те или иные способности.

Согласно данным фМРТ билингвизм связан с активацией сети нейронов по всему головному мозгу, включая лобную, височную и теменную доли. Данная нейронная сеть захватывает языковые центры, которые увеличиваются в объеме в ответ на изучение нового языка. Кроме того, задействуются те области, которые отвечают за контроль и регуляцию деятельности, что позволяет мозгу балансировать между двумя языками, которые активируется одновременно.

Интересно, что билингвы по сравнению с одноязычными индивидами демонстрируют меньшую мозговую активность в передней поясной коре и левой верхней лобной извилине – областях, отвечающих за регуляцию деятельности. Низкий уровень активации указывает на более развитую способность у двуязычных индивидов, так как им требуется меньше когнитивных затрат для того, чтобы выполнить задание. Таким образом, они лучше справляются с выбором языка, необходимого для решения задачи.

Аналогичным образом в другом исследовании просканировали мозг у англоязычных испытуемых, изучавших китайских язык на протяжении 6 недель. Исследования проводились до и после обучения. Ученые сосредоточились на разнице уровней нейронных сетей, которые посылают информацию в многочисленные области головного мозга. Они обнаружили, что у способных учеников были более развитые нейронные сети, особенно в языковых зонах. Более сложные нейронные связи передают информацию быстрее и более эффективно. Это означает, что головной мозг двуязычных индивидов претерпевает структурные и функциональные изменения, что помогает им быстрее и легче обрабатывать новую информацию.

Как это можно использовать?

  • Развитый навык контроля деятельности распространяется и на другие сферы в жизни. Многочисленные исследования показали, что люди, владеющие двумя языками, лучше справляются с регуляцией деятельности, чем одноязычные индивиды. Фактически они имеют большие объемы головного мозга и более развитые нейронные сети в зонах, отвечающих за регулятивные функции. Эти навыки могут распространяться и на работу в классе. Например, решая арифметическую задачу, которая содержит лишнюю информацию, ребенок-билингв быстрее найдет верный ответ, проигнорировав ненужные данные. Ученики, изучающие английский, также могут быстрее своих одноязычных сверстников отключаться от посторонних шумов. По данным исследований, двуязычные дети лучше справляются как с вербальными, так и невербальными заданиями.
  • Овладевая новым языком, мозг совершенствует свою структуру. Если говорить об изучении английского языка, большое значение имеет качество преподавания. С опытным преподавателем вероятность добиться успеха намного выше. Хорошие результаты в изучении языка стимулируют развитие языковых нейронных сетей головного мозга, которые в свою очередь, улучшают функционирование мозга в целом. Этот факт свидетельствует в пользу выбора опытного преподавателя и хороших образовательных программ для тренировки навыков английского языка.
  • Изучение нового языка способствует стойким изменениям структуры головного мозга. Данная область исследования возникла относительно недавно, но результаты указывают на то, что структурные изменения при изучении нового языка могут продолжаться на протяжении всей жизни. Таким образом, развитие языковых способностей может повлиять на развитие всех когнитивных функций.

 

Дата: 17 февраля 2015

Автор: Хэлли Смит

Перевод: Neuro Innovations, LLC

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *