Методы коррекции трудностей школьного обучения

В последние годы среди учеников начальной школы наблюдается рост детей, которые имеют проблемы адаптации к школе и испытывают трудности обучения. По данным Т. В. Ахутиной и коллег такие дети составляют от 15 до 30% учащихся. Некоторые из них не справляются с чтением, письмом или арифметикой, другие демонстрируют асоциальное поведение, третьи не обладают навыками общения, и, наконец, четвертые добиваются успехов ценой своего физического и психического здоровья. В связи с этим важной составной частью процесса развития детей дошкольного и младшего школьного возраста становится внедрение различных подходов коррекционно-развивающей помощи, а именно методов диагностики, профилактики и коррекции трудностей обучения.

Проблемой школьной неуспеваемости занимаются специалисты таких смежных дисциплин как педагогика, психология, дефектология, логопедия. Кроме того, экологическое и социальное неблагополучие способствует ухудшению здоровья детей, в связи с чем к решению проблем трудностей обучения присоединяются клинические психологи и неврологи. Как отмечает А.С. Султанова, формирование регуляторных систем начинается во внутриутробном периоде. Отягощенное стрессом течение беременности и медикаментозная стимуляция во время родов могут приводить к повреждению стволовых и субкортикальных систем, находящихся в сензитивном периоде. Часто легкие перинатальные повреждения ЦНС не проявляются выраженной неврологической симптоматикой, и только после того, как ребенок начинает обучаться в школе, нескомпенсированные нарушения начинают мешать ребенку овладевать учебной деятельностью, что зачастую приводит к школьной дезадаптации. 

На сегодняшний день один из ведущих подходов по предупреждению и преодолению трудностей обучения лежит в сфере нейропсихологической науки. Теоретические основы нейропсихологии базируются на трудах выдающихся советских ученых – Л. С. Выготского и А. Р. Лурия. Согласно нейропсихологическому подходу трудности обучения могут быть связаны с парциальным отставанием в развитии высших психических функций. Каким-то детям сложно поддерживать оптимальный уровень активности, им тяжело долго концентрировать внимание, следить за объяснениями и инструкциями учителя. Их работоспособность довольно быстро падает, они подвержены быстрой утомляемости. У других детей наблюдается отставание функций программирования и контроля деятельности. Таким детям для поддержания внимания и включенности в учебный процесс необходимо постоянно двигаться, ерзать, вскакивать с места, перебивать учителя и одноклассников.

Трудности обучения могут быть вызваны и нарушением развития функций переработки слуховой, зрительной, зрительно-пространственной и кинестетической информации. Нарушения процесса обработки слуховой и кинестетической информации могут привести к развитию фонематической или акустико-артикуляционной дислексии и дисграфии. Нарушения в переработке зрительно-пространственной информации проявляются в трудности ориентировки на листе, соблюдении строки, в искажении, пропуске, замене букв, в сложности целостного восприятия текстов. При трудности переработки зрительной информации страдает формирование четких образов предметов, усвоение букв и овладение чтением.

Все эти категории детей объединяет неравномерность развития высших психических функций, при которой слабые звенья препятствуют дальнейшему развитию и успешному обучению. В том случае, когда парциальное недоразвитие не компенсируется в ходе воспитания и обучения, возникает необходимость оказания нейропсихологической помощи, которая позволяет обнаружить, какой структурно-функциональный компонент страдает в первую очередь и приводит к недоразвитию какой-либо ВПФ.

Современная нейропсихология может решить следующие задачи:

  • выявление сильных и слабых сторон ребенка,
  • прогнозирование степени влияния особенностей обработки информации на развитие психических функций и обучение,
  • построение гипотез об эффективных стратегиях коррекционного воздействия.

Выявление сильных и слабых сторон ребенка осуществляется посредством проведения нейропсихологического обследования. На сегодняшний день существует Луриевская батарея тестов, разработанная и апробированная сотрудниками лаборатории нейропсихологии МГУ имени М. В. Ломоносова под руководством Т. В. Ахутиной для обследования детей 6-9 лет. Данное нейропсихологическое обследование позволяет исследовать работу трех блоков головного мозга: блока программирования и контроля; блока приема, переработки и хранения информации, а также энергетического блока. На основе полученных результатов нейропсихолог строит стратегию коррекционно-развивающей помощи.

Принципиальной стратегией методов развития ВПФ является «выращивание слабого звена при опоре на сохранные звенья в процессе специально организованного взаимодействия», где «взрослый сначала берет на себя выполнение функций слабого звена, а затем постепенно передает их ребенку, выстраивая задания от простого к сложному относительно слабого звена». Взаимодействие «взрослый — ребенок» строится согласно следующим параметрам:

  • от совместного действия к самостоятельному действию;
  • от действия по внешней программе (инструкции взрослого) к действию по внутренней (интериоризированной) программе
  • от развернутого поэлементного выполнения и контроля действий к их свернутым формам.

Т. В. Ахутина и коллеги предлагают различные методики для развития и коррекции ВПФ, среди которых можно выделить методику «Школа внимания» для развития функции программирования и контроля.

А. В. Семенович и коллеги разработали «Метод замещающего онтогенеза», который заключается «в соотнесении актуального статуса ребенка с основными этапами и векторами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков его онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены». Мишенью данного метода являются телесные, органные, оптико-пространственные взаимодействия, для развития которых используется комплексная методика психомоторной коррекции, включающая нейропсихологические, телесноориентированные, восточные (йога, тай-чи и т. п.) психотехники.

Т. Г. Горячева и А. С. Султанова разработали метод сенсомоторной коррекции при различных отклонениях психического развития, основной принцип которого «оптимизация хода психического онтогенеза через определенным образом организованное воздействие на сенсорную и моторную сферы ребенка. С помощью специальных упражнений (двигательные, тактильные, дыхательные, глазодвигательные и др.) достигаются нормализация активации нервной системы, улучшение функционального статуса подкорково-стволовых структур и коры мозга, развитие межструктурных мозговых связей (корково-подкорковые, межполушарные и др.)»

В последнее время в связи с развитием технологий в мире нейронаук на западе стали появляться новые методы помощи детям с отставанием в развитии когнитивных функций, которые получают все большее распространение и в нашей стране.

Среди них можно выделить метод аудиотренировок «Томатис», который разработал профессор, врач отоларинголог Альфред Томатис. Метод «Томатис» — это система слуховых тренировок, которые улучшают способность мозга получать и перерабатывать слуховую информацию. С помощью занятий по методу «Томатис» происходит развитие процесса слушания, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на понимание разговорной речи и концентрацию внимания. В начале 2000-х гг. благодаря финансированию Евросоюза 220 государственных и частных школ были оснащены оборудованием для аудиотренировок по методу «Томатис» с целью повышения успеваемости учеников.

На основе разработок Альфреда Томатиса появляются аналоги изобретенного им метода, например, американская программа «The Listening Program» (TLP) – продукт компании «Advanced Brain Technologies» (ABT) (США), созданный мультидисциплинарной командой ученых в сфере неврологии, психологии, психоакустики. Это метод прослушивания акустически модифицированной классической музыки Моцарта, Гайдна, Вивальди и Данзи, которые способствует гармонизации работы головного мозга в любом возрасте. О положительном эффекте классической музыки Моцарта, которая согласно проведенным исследованиями усиливает мозговую активность, можно почитать в книге Дона Дж. Кэмпбелла «Эффект Моцарта». Эффективность этого метода проверили сотни тысяч людей более чем в 35 странах мира.

«InTime»  — это еще один метод аудиотренировок, созданные компанией ABT. В его основе лежит прослушивание музыки, создаваемой ударными и перкуссионными инструментами, и выполнение специализированных ритмичных заданий с использованием собственного голоса, тела и игры на специальном барабане. Данный метод сочетает в себе стимуляцию работы головного мозга при помощи звуков разных частот, а также при помощи ритмов.

Помимо методов музыкальной терапии, существуют различные коррекционно-развивающие компьютерные программы, направленные на тренировку когнитивных функций. Например, метод коррекции и усиления внимания «Play Attention», который введен в систему государственных школ на всей территории США. «Play Attention» развивает навыки, необходимые для успешного обучения.

Отлично зарекомендовала себя компьютерно-развивающая программа Fast ForWord, которая тренирует способность ребенка обрабатывать слуховую информацию и развивает фонетико-фонематическое восприятие, что дает отличную базу для дальнейшей логопедической работы.

Конечно же, это далеко не полный перечень существующих на сегодняшний день методик коррекции и помощи ученикам с трудностями обучения. В данный список в первую очередь вошли методики с доказанной эффективностью, которые получили широкое распространение, как в нашей стране, так и за рубежом.

Автор: Анна Пак

Список литературы:

  1. Ахутина Т. В. Нейропсихологическое обследование детей младшего школьного возраста. – Департамент образования города Москва/МГППУ.
  2. Ахутина Т. В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологическх методов в школе // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия. – М., 1998. – С. 201-208.
  3. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – СПб.: Питер, 2008.
  4. Ахутина Т.В., Камардина И.О., Пылаева Н.М. Нейропсихолог в школе. Пособие для педагогов, школьных психологов и родителей. – М.: В. Секачев, 2012.
  5. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций // Собр. Соч.: В 6 т. – М, 1983.
  6. Горячева Т.Г., Султанова А.С. Сенсомоторная коррекция при различных отклонениях психического развития //Неврологический вестник. 2008. № 3.
  7. И.О. Камардина, Т.В. Ахутина. Коррекционно-развивающая помощь детям с трудностями обучения, основанная на идеях Л.С. Выготского и А.Р. Лурии: анализ эффективности. — 2008.
  8. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М., 1973.
  9. Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет / Под общей редакцией Т. В. Ахутиной. — М.: Секачев, 2016.
  10. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Генезис, 2013.
  11. Султанова А.С. Развитие психики ребенка в пренатальном периоде // Хрестоматия по перинатальной психологии /Под ред. А.Н. Васиной. М., 2005.
  12. Tomatis, Alfred A. (1991). The Conscious Ear: My Life of Transformation through Listening. Paris: Station Hill Press.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *