Может ли тренировка слуха повлиять на развитие речевых навыков у детей?

Наблюдения за тем, как ребенок осваивает речь, могут многое рассказать о возможной траектории его развития. Хотя некоторые дети просто напросто начинают говорить позже других, такие явления, как задержка или атипичное развитие речевых навыков, могут быть предвестниками трудностей в обучении, проблем со слухом, с освоением языковых правил, с обработкой слуховой информации, а также признаками аутизма. Представляем вашему вниманию новое исследование о том, что ранняя тренировка слуха может способствовать развитию слуховой системы, а в дальнейшем и речевых навыков.

Надо ли вмешиваться? Новый подход к языковому развитию детей

Речь и язык – это невероятно сложные процессы, которые требуют различения слуховых стимулов длиной всего в несколько миллисекунд, что позволяет нам понимать звуки речи и соединять их в слова. Уже у очень маленьких детей в головном мозге образуются карты тех или иных звуков языка, которые облегчают процесс понимания речи.

Будучи еще совсем маленьким, ребенок слышит определенные звуки, и тем самым его мозг готовится к обработке слуховой информации. Другими словами, слушая конкретные звуки, мозг может изменять нейронные связи, подготавливая «акустические карты» для построения речевых зон. Доктор Эйприл Беназич из Ратгерского университета провела исследование, чтобы выяснить, может ли ранняя тренировка слуха улучшить процесс формирования акустических карт мозга.

В исследовании приняли участие дети в возрасте 4 месяцев. Они слушали звуки разной тональности, в то время как врач при помощи электроэнцефалограммы (ЭЭГ) снимал показатели электрической активности, возникающей в разных зонах головного мозга в ответ на звуковые стимулы. Детей поделили на две группы: испытуемые первой группы получали вознаграждение за корректное распознавание двух разных звуков, а дети из второй группы слушали те же самые звуки, но награды не получали. Исследователи предположили, что вознаграждение будет стимулировать внимание детей к звукам окружающей среды.

Эксперимент длился 6 недель. Родителей попросили привезти детей снова, когда им исполнится 7 месяцев, чтобы проверить, имеют ли те дети, которые получали вознаграждение, более развитые акустические карты. Было обнаружено, что процесс обработки слуховой информации улучшился у детей из обеих групп. Однако дети из первой группы имели преимущество. Они более точно и быстро определяли разницу между звуками. Кроме того, показатели электроэнцефалограммы в зонах формирования акустических карт у них также отличались.

funny little boy lying on blue blanket with lots of question marks

Выводы

Данные исследования свидетельствуют о том, что ранняя интервенция может значительно повлиять на формирование акустических карт развивающегося головного мозга ребенка. Данные выводы очень важны, так как различение звуков в раннем возрасте — это основа для речевого и языкового развития у детей. Доктор Беназич не исследовала, продолжает ли активное слушание развивать способность различать звуки у испытуемых после 7 месяцев. Однако научные исследования показывают, что дети, которые испытывают трудности в освоении чтения и правил языка, или дети с СДВГ могут иметь проблемы с обработкой слуховой информации в раннем возрасте. Таким образом, можно предположить, что ранние интервенции, способствующие развитию процесса обработки слуховой информации, могут в свою очередь развивать речевые и языковые навыки и предотвращать возможные трудности в обучении. Для того, чтобы установить связь между ранними слуховыми интервенциями и дальнейшей академической успеваемостью, необходимо провести больше исследований.

 

Дата: 12 мая 2015

Автор: Хэлли Смит

Перевод: Neuro Innovations, LLC

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *