Неумение слушать или нарушение обработки слуховой информации?

Сталкивались ли вы когда-нибудь с ситуацией, когда вы просите своего ребенка сделать что-нибудь совсем не сложное, а в ответ слышите только: «А? Что?»? Например, вы говорите: «Пора собираться в школу! Иди в свою комнату, возьми рюкзак, не забудь тетрадь с домашним заданием и закрой, пожалуйста, окно, похоже, скоро будет дождь». А ребенок вас как будто не слышит.

Часто учителя говорят о таких детях, что они не умеют слушать, потому что такие же ситуации происходят и в классе. Однако в школе дети пропускают действительно важную информацию. Им трудно следовать инструкциям и понимать задания, которые предлагаются в устной форме. Почему же так происходит?

Родители и учителя могут предположить, что ребенок намеренно их игнорирует. Но аудиологи определили конкретную причину, лежащую в основе проблем со слухом, а именно центральное нарушение обработки слуховой информации.

Что такое нарушение обработки слуховой информации?

Нарушение обработки слуховой информации – это не потеря слуха и не проблема концентрации внимания, однако часто это выглядит именно так. Если у ребенка есть нарушение обработки слуховой информации, ему сложно разобрать речь, даже если она звучит достаточно громко. Все мы знаем, как трудно расслышать что-то в шумной обстановке – на вечеринке или на концерте. Мы видим, что человек что-то говорит, слышим его голос, но совсем его не понимаем. Иногда мы пытаемся читать по губам, но через какое-то время просто перестаем вслушиваться, так как это требует очень больших усилий. А теперь представьте себя ребенком, который воспринимает речь именно таким образом. И подобно вам ребенок просто перестает слушать. В результате даже очень умные дети, страдая нарушением обработки слуховой информации, не способны реализовать свой потенциал. А у некоторых детей еще и возникают речевые и языковые нарушения.

Как можно помочь детям с нарушением обработки слуховой информации?

Аудиологи уже давно научились диагностировать центральное нарушение обработки слуховой информации. Как правило, рекомендации для школьной интервенции в основном носили компенсаторный характер: “посадите ученика за первую парту прямо перед учителем” или “пусть учитель говорит в микрофон, а ученик пользуется слуховым аппаратом”. Специфические и целевые интервенции, такие как программа Fast ForWord, – это наиболее поздние разработки.

Хотя Fast ForWord Language и Fast ForWord Language v2 были созданы для лечения проблем обработки временной последовательности стимулов, связанных со специфическими расстройствами речи, программа Fast ForWord более чем 15 лет успешно применяется в качестве клинической интервенции с пациентами, страдающими нарушением обработки слуховой информации. До недавнего времени у нас было не так много авторитетных научных исследований конкретных случаев, пока в апреле 2013 года ученые из Обернского университета — лидера в изучении Центрального нарушения обработки слуховой информации — не опубликовали в Международном журнале детской оториноларингологии исследование, посвященное эффективности программы Fast ForWord Language v2 при нарушении обработки слуховой информации. Два школьника занимались по программе Fast ForWord, после чего ученые отметили не только улучшение обработки слуховой информации, но и улучшение языковых и когнитивных навыков у одного из испытуемых. Кроме того, исследователи нашли подтверждение явлению, известного как пластичность мозга, а именно ученые отметили изменения нейронной активности в стволе головного мозга в ответ на речевые стимулы.

 

Дата: 29 октября 2013 г.

Автор: Martha Burns

Перевод: Neuro Innovations, LLC

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *