Сенсорная интеграция
Многие логопеды и дефектологи наслышаны о методе сенсорной интеграции. Этот способ коррекции стремительно ворвался в повседневную жизнь детских центров и завоевал популярность среди клиентов и специалистов. Однако не все специалисты успели разобраться в сути методики, зачем она нужна и при каких сложностях в развитии ребенка необходимо обращаться к специалистам данного профиля.
Сенсорная интеграция появилась довольно давно. Разработала этот способ коррекции психолог и эрготерапевт Джин Айрес в конце 60-х. Она была заинтересована в объяснении того, как трудности с получением и обработкой информации от органов чувств могут быть связаны с проблемами в общении с окружающим миром.
В процессе сенсорной интеграции участвуют 8 модальностей наших ощущений: зрение, слух, обоняние, вкус, проприорицепция (ощущение тела), осязание, интероцепция (сигналы от внутренних органов), ощущение баланса. Наше тело получает информацию как от внешнего мира, так и от своего внутреннего состояния, передает ее в мозг для дальнейшей обработки. Задача мозга – правильно интерпретировать совокупность всех сигналов. Специалист по сенсорной интеграции работает над восприятием информации от всех сенсорных систем. В каких случаях специалист по сенсорной интеграции необходим для гармоничного развития ребенка?
- Нарушение порогов чувствительности
На этапе поступления информации правильность «кодирования» определяют пороги чувствительности. В детском возрасте встречаются нарушения, связанные с пониженной или повышенной чувствительностью. Таким детям может быть сложно различить низкие или высокие голоса, может быть неприятно или, наоборот, неощутимо прикосновение к телу. Нарушение пороговой чувствительности приводит к искаженному развитию сенсорной интеграции.
- Проблемы восприятия
Сложность восприятия ощущений проявляется в том, что человек ощущает воздействие, но не может правильно его интерпретировать. Например, при норме развития сенсорной интеграции, ребенок может различить две точки прикосновения рядом друг с другом, не сливая в одну. Также подобное нарушение может проявляться в том, что человек не может соединить в единый образ звук и картинку от одного объекта (образ машины и звук работающего двигателя, скрипку и звук игры на ней).
- Нарушение работы вестибулярного аппарата
Ощущения баланса тесно связано с ощущением положения своего тела в пространстве. Однако для постоянной коррекции баланса этого недостаточно. Для мозга также необходима информация от органов слуха и зрения для корректной работы. Подобное нарушение проявляется в неуклюжести, частых падениях, невозможности обойти объект по направлению движения. Эти симптомы не всегда свидетельствуют о расстройствах сенсорной интеграции. При обращении к специалисту вы сможете выявить причину в ходе диагностики.
- Сложности праксиса
Праксисом называют всю нашу деятельность в окружающем мире. Специалиста по сенсорной интеграции будет интересовать уровень развитие моторного планирования – умения программировать действия. Проблема проявляется чаще всего при освоении сложных моторных программ: речь, езда на велосипеде, письмо, использование столовых предметов. Довольно часто апраксия (нарушение праксиса) является результатом недостаточной сенсорной интеграции. При таких нарушениях специалист работает с ребенком над обработкой информации от нескольких органов чувств одновременно.
Каким специалистам необходимо освоение метода по сенсорной интеграции?
Представление об этой методике необходимо каждому специалисту в сфере дефектологии. В качестве дополнительного подвида деятельности можно порекомендовать клиническим психологам и нейропсихологам и специалистам, которые занимаются запуском речи, так как такое повышение квалификации расширяет возможности коррекции и улучшает прогноз ребенка, нуждающегося в помощи специалиста узкого профиля.
Автор: Евгения Щербакова, логопед, психолог Центра коррекции и развития речи “Нейролэнд”