Томатис и аутизм

Autism, kid looking far away without interesting

Аутизм – это сложное многофакторное расстройство, лекарство от которого еще не нашли. Метод аудио стимуляции Томатис также не претендует на лечение аутизма, однако хорошо зарекомендовал себя в качестве интервенции, которая помогает детям, страдающим аутизмом, улучшить качество их жизни. Об этом свидетельствует исследование Нейсмит-Роя*, в результате которого состояние 60% детей с аутизмом значительно улучшилось после прохождения курса по методу аудио стимуляции Томатис. Половина тех испытуемых, которым помог метод Томатис, реагировала на интервенцию довольно быстро, другой половине понадобилось чуть больше времени. На данный момент пока нет объяснений, почему некоторые дети с аутизмом не поддаются методу аудио стимуляции Томатис.

*Neysmith-Roy, J. M. (2001), The Tomatis Method with severely autistic boys: Individual case studies of behavioral changes, S. Afr. J. Psychology, 2001, 31 (1) 19-26.

Результаты после прохождения метода Томатис варьируются от незначительных до очень существенных, а в некоторых случаях сообщают о полном восстановлении пациентов.*

*Ruben, S. (2004) Awakening Ashley: How Mozart knocks Autism on its Ear, iUniverse, Inc.

Доктор Шайдек* (Зальцбургский университет) изучил влияние метода Томатис на двигательные навыки, зрительное восприятие и произношение у детей и взрослых с аутизмом средней степени тяжести. Выборка состояла из 20 испытуемых с разной степенью развития речи и низким IQ (от 50 до 80). Половина участников прослушали 46 часов аудио стимуляции по методу Томатис, остальные не подвергались никакой интервенции. Тестирование включало тест the LOS KF 18, который измеряет степень развития двигательных навыков, два субтеста из теста развития зрительного восприятия М. Фростиг FEW и тест DLBT, который измеряет правильность произношения. Улучшение двигательных навыков и зрительного восприятия в группе участников, которые слушали Томатис, статистически значимое. (уровень значимости 95%). Показатели улучшения произношения и звукообразования статистически не значимы. Однако в экспериментальной группе трое испытуемых набрали на претесте 100 баллов, таким образом они не могли улучшить эти показатели (эффект потолка). После поправки на эффект потолка, разница до и после интервенции достигла статистической значимости (р=0,37).

*Schiedeck, D. E. (2000), Die Auswirkungen des Tomatis – Gehortraining auf Motorik, visuelle Wahrnehmungsfahingkeit und Lautbildung leicht autictischer Kinder und Jugendlicher im Alter von 4-18 Jahren mit IQ-Minderungen (IQ – 50%-80%) und mit Sprache, S. Roderer Verlag, Regensburg.

Нейсмит-Рой* (Университет Реджайна, Канада) исследовал влияние интервенции по методу Томатис на 6 мальчиков с тяжелой степенью аутизма. Их тестировали при помощи Рейтинговой шкалы детского аутизма (Childhood Autism Rating Scale (CARS) до и после интервенции. По каждой шкале испытуемый ранжируется от 1 до 4, где 1 – это нормальное поведение, 2 – легкая степень отклоняющегося поведения, 3 —  умеренная степень отклоняющегося поведения, 4 – тяжелая степень отклоняющегося поведения. Баллы от 15 до 30 по тесту CARS указывают на отсутствие аутизма, баллы от 31 до 36 – на умеренную степень аутизма, баллы от 37 до 60 – на тяжелую степень аутизма. Испытуемых также снимали на видеокамеру до и после прохождения программы. Видео оценивалось двумя независимыми судьями, которые не знали об условиях исследования. Длительность интервенции и количество блоков аудио стимуляции по методу Томатис варьировались в зависимости от видимых результатов.

Трое мальчиков к концу прохождения программы продемонстрировали положительные изменения в поведении. Результаты теста одного мальчика указали на отсутствие аутизма (26 баллов). По завершению программы можно было бы поставить ему диагноз задержка речевого развития, но не аутизм. Он прослушал 8 блоков аудио терапии Томатис (180 часов) на протяжении 21 месяца.

Двое мальчиков продемонстрировали лишь легкие симптомы аутизма к концу терапии. Один мальчик показал значительный прогресс по 7 субшкалам из 15, другой – поднялся на один или несколько баллов по 5 субшкалам. Трое мальчиков остались в диапазоне тяжелой степени аутизма.

Особенно интересны изменения в сфере доязыкового развития у пяти из шести мальчиков, а именно: адаптация к переменам, слуховое восприятие, невербальная коммуникация, эмоциональный отклик и уровень активности. Автор исследования предполагает, что метод Томатис может быть полезным для развития доязыкового поведения и таким образом готовит детей к освоению базовых навыков, необходимых для развития речи и обучения в целом.

*Neysmith-Roy, J. M. (2001), The Tomatis Method with severely autustic boys: Individual case studies of behavioral changes, S. Afr. J. Psychology, 2001, 31 (1) 19-26.

Спаджари* — итальянский психиатр (Реджо-Эмилия, Италия), изучил влияние метода Томатис на 13 детей, страдающих аутизмом. Эффект интервенции оценивался по 4-х балльной шкале, где 1 = нет эффекта, 4 = значительный эффект. В 54% случаев терапия оказалась успешной. Процент неудачи равен 8. 38% продемонстрировали некоторые улучшения.

*Spaggiari, G., Luppi, L.G. & Spaggiari, P. (1995), Validita’ del Metodo Tomatis su oltre 400 casi clinici di pazienti con problem psicologici e psichiatrici, presented at the October 1995 International Tomatis Congress in Neuchatel, Switzerland.

Татум* (Optimal Health & Learning Center во Флориде, США) сообщил о случае безречевой 14 летней девочки, страдающей аутизмом, у которой появилась речь после прохождения курса терапии по методу Томатис в сочетании с логопедическими занятиями. В течение полутора лет девочка прослушала 125 часов аудио терапии Томатис и прошла 96-часовой курс логопедических занятий. По завершении интервенции у испытуемой появилось 34 слова, и повысился уровень социализации. До занятий по методу Томатис, девочка занималась с логопедом с 4-х лет.

*Tatum, J. M., Oelfke, J. K. & McCauley, P. (2004) Tomatis-Assisted Speech Therapy, International Journal of Tomatis Method Research, Vol. 1, 1 page 28.

Исследователь Нель* (Почефструмский университет, Южная Африка) сообщил о случае 14-летнего мальчика с синдромом Аспергера. Влияние 75 часов аудио терапии Томатис оценивалось при помощи Опросника настроения (The Profile of Moods States (POMS). Полученные данные указывают на улучшения межличностной коммуникации и психологического состояния.

*Nel, L., Kirsten, D. K. & Du Plessis, W. (2005) Asperger disorder and the Tomatis Method: a case study. Master Thesis, North-West University Potchefstroom.

Источник: A Review of Research done on Tomatis Auditory Stimulation, Jan Gerritsen, PhD, 2009

Перевод: Neuro Innovations, LLC

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *