АКУСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ

Инновационный подход к обучению чтению теперь в России!

Время идет вперед, меняется жизненный уклад и наши взгляды на вещи. Появляются новые научные теории, об одной из которых сегодня пойдет речь. Все мы хорошо помним, как нас учили читать по азбуке, где было много картинок и подсказок. Современные дети тоже учатся читать, но какие новшества привнесла жизнь в обучение чтению и письму? В этой статье вы узнаете о новой методике обучения, которая давно закрепилась в зарубежных школах.

Сегодня в Америке принимаются новые законы, которые запрещают учить детей по методикам, которые не подтверждены научно. Другими словами, отдается преимущество тем методам, на которые у научного сообщества есть прямые подтверждения об эффективности и безопасности. Здесь необходимо отметить, что исследователи не признают старую добрую азбуку научным методом. Пальму первенства решено было отдать новому направлению, которое за свою основу берет акустический подход.

Что такое акустический подход?

Обучение чтению в рамках акустического подхода подразумевает, что в первую очередь ребенка обучают не буквам и слоговой структуре, а фонематическому анализу, умению бегло и правильно читать, понимать прочитанное на основании звукового содержания. Другими словами, акустический подход учит детей чтению начиная со звуков.

Противоположным акустическому подходу является традиционный метод обучения при помощи азбуки, знакомства с буквами с опорой на картинки и на контекст излагаемого рассказа. Эта стратегия обучения появилась намного раньше акустического подхода, давно закрепилась в педагогике не только в России, но и во всем мире. И несмотря на то, что в традиционный метод обучения стали включать такие разделы, как фонематический анализ или аудирование, такие включения не всегда эффективны, так как не имеют логического продолжения.

Акустический подход не ограничивается тем, что предлагает определенный алгоритм обучения чтению. Специалисты, работающие по данной методике, считают, что понимание прочитанного это «сложная задача, которая зависит от целого ряда когнитивных и лингвистических процессов» (Nation, 2018). В связи с этим в акустический метод была включена работа по развитию двух когнитивных процессов, которые так или иначе связаны с чтением: рабочая память и слуховая обработка.

  • Рабочая память

Работа рабочей памяти сильно отличается от процесса запоминания. Запоминание – это умение вовремя припомнить то, что необходимо в конкретной ситуации, достать «из архива памяти» необходимый материал. Продукт рабочей памяти не уходит «в архив», полученная информация обрабатывается здесь и сейчас, как только поступила в мозг. Этот когнитивный навык необходим человеку для восприятия речи: нужно одномоментно обработать целое предложение, понять смысл и сформулировать ответную реакцию. Акустический подход предусматривает тренировку рабочей памяти как основу для подготовки ребенка к чтению.

Было показано, что недоразвитая рабочая память на аудиальную информацию является одним из ведущих факторов у детей с проблемами развития речи (Монтгомери и др., 2019). Считается, что во время обучения чтению невозможно тренировать рабочую память. В связи с этим был разработан специальный инструмент для тренировки рабочей памяти, речь о котором пойдет ниже.

  • Слуховая обработка

Обработка аудиальной информации – это умение слышать и различать звуки внутри слова, на основании чего определять смысл сказанного. Для многих детей и взрослых существует проблема с обработкой звуков, несмотря на физически полностью исправный слух, что мешает активной коммуникации. Подобные сложности могут появиться из-за внутричерепных травм (например, инсульт), или проявиться в качестве особенностей детского развития.

Исследования показывают, что аудиальный анализ – это самая быстрая функция головного мозга. Как правило возникают трудности тогда, когда скорость обработки снижается, и человек не в состоянии различить похожие фонемы. Люди такими сложностями в первую очередь нуждаются в помощи специалистов. Давно не секрет, что этот навык также можно развивать, используя специальный инструмент, разработанный для таких случаев.

Кто и как может помочь такому ребенку или взрослому?

В первую очередь будьте открыты новому, не стоит останавливаться на старых методиках, не попробовав инновационные методы. Обращайтесь к специалистам, которые знают о передовых технологиях реабилитации и обучения. Специалисты центра «Нейролэнд» владеют методиками акустического подхода, которые активно используются на занятиях. Также необходима родительская помощь в виде выполнения всех рекомендаций дома. Как говорил Генри Форд: «собираться вместе — это начало; держаться вместе — это прогресс; работать вместе — это успех.”

В онлайн режиме для помощи с развитием рабочей памяти и фонематического анализа можно использовать специально разработанную программу, которая развивает важнейшие навыки чтения. Речь идет о программе Fast ForWord. Специалисты нашего центра знают методику работы с FFW и готовы помочь в дистанционном формате! Также в качестве вспомогательной методики мы рекомендуем аудиотренировки TLP («The Listening Program»), в рамках которых ребенок учится лучше обрабатывать аудиальную информацию. Мы с радостью поможем Вашему ребенку в развитии. Не бойтесь быть открытым к новому и пробовать новые технологии!

Автор: Евгения Щербакова, логопед, психолог Центра коррекции и развития речи «Нейролэнд»
Источник: https://www.scilearn.com/the-science-of-reading-the-basics-and-beyond/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *