Боремся с летней утечкой знаний!

Традиционно лето для детей является порой заслуженного отдыха, после девяти месяцев активного учебного марафона сердобольные родители спешат пристроить своих чад за город,  будь то деревня, дача или детский лагерь, главное — поближе к природе, на свежий воздух. Казалось бы, что может быть лучше для восстановления сил  перед очередным учебным годом, и польза от такого досуга неоспорима, однако как у любого блага есть обратная сторона медали, так и у трехмесячных каникул есть свои педагогические недостатки.

Для начала немного статистики, полученной в результате многочисленных исследований*:

  • в среднем ученики, не вовлеченные в летнюю учебную активность, теряют до 2 месяцев академического прогресса,
  • наибольший откат происходит в математике, правописании и чтении,
  • ежегодно педагогам приходится тратить 3-4 недели первой четверти для восстановления летней просадки знаний, так усердно приобретенных учениками до и утерянных во время каникул,
  • нарастающим итогом к концу школы ежегодный летний регресс может саккумулировать до 4 лет академического отставания.

Причиной этому служит доказанный принцип нейропластичности – карты головного мозга, отвечающие за те или иные навыки конкурируют между собой, таким образом, если мы перестаем использовать какой-либо навык, он быстро теряет свои позиции в мозге, уступая место чему-то более регулярному в нашей  жизни.  Найдется масса подтверждающих примеров в разных сферах деятельности человека, будь то оттачивание физического мастерства в спорте или устная практика в изучении иностранных языков. Любой перерыв в практике того или иного навыка неизбежно приводит к ухудшению результатов.

Но вернемся все-таки к теме летних каникул, неужели выход только один – загрузить и без того замученные детские организмы учебой, отказав им в солнце, воздухе и самой лучшей поре детства? Конечно нет! Впадать в крайности не стоит. Родители должны позаботиться о том, чтобы найти для своих детей такой летний досуг, который сможет поразить две цели одним выстрелом: дать ребенку возможность одновременно отвлечься от школьной рутины и тренировать когнитивные навыки. Всем полученным в школе знаниям можно найти применение, на просторах Интернета есть множество ресурсов с соответствующими рекомендациями: математика и химия пригодятся в банальной кухонной готовке, ребенку будет интересно следовать рецепту, отмерять, смешивать, и в итоге угостить любимую бабулю чем-то вкусным и необычным, география и природоведение помогут в походе, чего стоит умение ориентироваться на местности, пользоваться  картами и компасом, а для стимуляции интереса к чтению и тренировки памяти можно организовать домашний театр, созвать соседских детей и поставить спектакль, распределить роли, продумать сценарий, создать декорации — и весело, и дозированная нагрузка для мозга.

Однако отдельное внимание стоит уделить такому виду досуга современных детей, как компьютерные игры. Надо признать, что гаджеты – это современная реальность, не имеет значение, считаете вы ее губительной или нет, ваш ребенок неизбежно сталкивается с ней ежедневно. И у всех у нас есть выбор – либо идти против течения и скорее всего в итоге утонуть от потери сил, либо обернуть силу этого digital-течения в свою пользу и придумать, какие выгоды мы могли бы извлечь из цифровых технологий для будущих поколений.  Направление эдьютейнмент (от  англ. edutainment – неологизм от анг. «education» и «entertainment», образование и развлечение) зародилось в прошлом столетии и на текущий момент существует масса и ежедневно появляется все больше развивающих игр и приложений, отвечающих принципу «Учимся играя!».

IMG_8544png copy

В данном контексте отдельного внимания педагогов и родителей заслуживает революционная разработка американских ученых, успешно используемая в Америке на протяжении последнего двадцатилетия – коррекционная компьютерная программа Fast ForWordИзначально данная программа была создана для помощи детям с речевыми нарушениями и отставанием в обучении, однако в последствии она стала применятся в более 40 странах мира разными группами учеников – не только отстающими, но и теми, кто просто хочет улучшить свои академические способности и навыки английского языка. В основу Fast ForWord заложены 30 лет исследований нейропластичности и когнитивной науки, результатом которых стала защищенная многочисленными патентами технология цифровой обработки речи.  Данная технология является серьезным конкуретным преимуществом Fast ForWord в отношении других развивающих программ, так как благодаря регулярным занятиям Fast ForWord, так называемому фитнесу мозга (brain firness) происходит построение новых нейронных связей, необходимых для успешного обучения. Фантастические персонажи Fast ForWord увлекают ребенка в мир веселых игр и анимаций, одновременно тренируя базовые когнитивные навыки: память, внимание, скорость обработки мозгом информации и способность к ее упорядочиванию. При рекомендованном расписании занятий 5 дней в неделю по 30 минут в день, дети успевают провести полноценную тренировку мозга, при этом не перегрузиться и развлечься. Разве может быть что-то лучше, для совмещения полноценного отдыха и одновременного поддержания когнитивной формы ума?

http://education.jhu.edu/PD/newhorizons/Journals/spring2010/why-summer-learning/

Автор: Клара Ким

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *