Связь СДВГ, дислексии и нарушения обработки слуховой информации

Каким образом могут быть связаны синдром дефицита внимания, дислексия и нарушение обработки слуховой информации?

Важно:

  • Дети, о которых говорят, что они невнимательные или неспособные, на самом деле могут испытывать трудности распознавания устной речи.
  • Дети, родственники которых страдали дислексией, также имеют трудности обработки слуховой информации.
  • Области мозга, ответственные за обработку сенсорной информации, созревают раньше областей, отвечающих за концентрацию внимания.
  • Ранние интервенции, нацеленные на развитие способности обработки слуховой информации, имеют положительное влияние на академическую успеваемость ребенка.

Далее представляем вашему вниманию краткое изложение вебинара доктора Марты Бернс под названием «Каким образом могут быть связаны синдром дефицита внимания, дислексия и нарушение обработки слуховой информации?»

Рост таких диагнозов у детей, как синдром дефицита внимания (СДВ) или синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), за последние двадцать лет является причиной беспокойства и споров как среди родителей, так и среди ученых. Однако новые исследования свидетельствуют о том, что у многих детей подобные симптомы могут указывать на более фундаментальные проблемы, связанные с пониманием и обработкой речи.

Несмотря на то, что внимание тесно связано с процессом обработки сенсорной и языковой информации, данные функции локализуются в разных частях головного мозга. Внимание контролируется в основном лобной долей, отвечающей за многие высшие психические функции, такие как планирование и организация деятельности. Данная область мозга формируется медленно и, как правило, созревает только к 20 годам. Что вполне закономерно, и взрослые, и дети, страдающие дефицитом внимания, демонстрируют меньшую активность лобной доли головного мозга.

Функция обработки сенсорной информации локализуется в трех областях, расположенных в затылочной части головного мозга, а именно в угловой извилине, где происходит интеграция слуховой, зрительной и пространственной информации. Эти зоны мозга, созревающие в гораздо более раннем возрасте, играют огромную роль в освоении языка. Одним из наиболее важных элементов является способность распознавать звуки, различая похожие по звучанию слова. Слушая речь родного языка, наш мозг выстраивает акустическую карту этого языка, а именно звуков, которые мы учимся воспроизводить и соотносить со зрительными символами.

Нарушения обработки слуховой информации возникают в том случае, если происходит сбой в формировании акустических карт, что затрудняет процесс распознавания частей речи. Важно отметить, что это не проблема нарушения слуха, то есть уши слышат звуки, но мозг не в состоянии их понять. Однако блокировка слухового канала ввиду продолжительной ушной инфекции или простуды могут привести к нарушению слуховой обработки, затрагивая сензитивный период развития. Подобные расстройства могут иметь и генетические корни. Дети, в роду у которых были случаи дислексии, также демонстрируют меньшую активность сенсорных зон головного мозга и сложности в обработке речи даже до того, как они начинают учиться читать.

Несмотря на то, что функция внимания локализуется в лобной доле, она опирается на нейронные связи, сформированные в других областях головного мозга. Именно здесь и возникает связь проблемы с концентрацией внимания и нарушения обработки слуховой информации. Функция внимания включает в себя способность распознавать сенсорную информацию, поступающую из окружающей среды, и концентрироваться на том, что важно в данный момент. Однако невозможно определить то, что действительно важно, если это не является частью твоей базы данных. Таким образом, возникают трудности с концентрацией внимания на речи, когда есть проблемы с отделением одного звука от другого или от других звуков окружающей среды.

В результате дети с нарушением обработки слуховой информации могут демонстрировать симптомы, похожие на те, которые возникают при синдроме дефицита внимания, а именно они легко отвлекаются, не участвуют в деятельности класса или не следуют инструкциям. Учителя могут считать таких детей неспособными, невнимательными, дезорганизующими работу других учеников, в то время, как они стараются концентрировать внимание, но не понимают, что им говорят, и в какой-то момент просто перестают слушать. Таким детям часто ставят диагнозы СДВ или СДВГ, методы лечения которых им, к сожалению, не подходят.

Но есть и хорошие новости! Программа Fast ForWord предлагает специальные упражнения, которые разработаны нейроучеными для лечения нарушения обработки слуховой информации. Программа также оказалась эффективной при решении связанных с ним проблем концентрации внимания и обработки языковой информации.

С более подробной информацией можно ознакомиться, посмотрев полную версию вебинара доктора Марты Бернс по ссылке:How Do ADD, Dyslexia, and Auditory Processing Disorder Overlap?”.

Дата: 15 декабря 2015

Автор: Лин Говер

Перевод: Neuro Innovations, LLC

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *