5 мифов о дислексии

Дислексия: факты против выдумок

Дислексия – это термин, который на протяжении прошлого столетия использовали по-разному. В результате родилось множество мифов об этом диагнозе и о том, как этот термин применим к детям, испытывающим трудности при чтении. Нам, как родителям, так и преподавателям, если мы хотим оказывать эффективную помощь детям с таким диагнозом, необходимо раз и навсегда разобраться в том, что под этим понятием подразумевается и какие предположения не являются научно обоснованными. Рассказать обо всех существующих мифах в рамках одной статьи невозможно, поэтому я начну с самых распространенных заблуждений о дислексии и буду подкреплять каждый факт результатами исследований из разных источников.

Миф №1: Дислексия – это специфический тип нарушения процесса чтения, которое можно диагностировать при помощи стандартизированных методик.

ФАКТ: Почти с момента первого использования этого понятия, дислексию определяли по-разному. Термин происходит от греческой приставки dys – нарушение и lexis – слово или язык. Таким образом, технически этот термин означает «нарушение языка». Большинство авторов сегодня используют этот термин по отношению к проблемам с чтением, однако изначально десятилетия назад его применяли только к пациентам с черепно-мозговыми травмами. Так, наиболее точным термином, используемым сегодня, можно назвать «Развивающаяся дислексия». Это понятие разделяет детей, у которых есть трудности в освоении чтения, от взрослых, у которых появились данные проблемы в результате инсульта или другого вида черепно-мозговой травмы. Новые исследования в области генетики и нейробиологии указывают на то, что развивающаяся дислексия довольно разнообразное явление, которое включает в себя множество подтипов (Fragel-Madeira et al., 2015).

 

IMG_2017-02-28 23:56:46

 

Миф №2: Дислексия – это расстройство зрительной системы, в результате чего слова и буквы видятся задом наперед.

ФАКТ: Дети должны выучить, что буквы в отличие от других символов имеют четкую ориентацию в пространстве. Английские буквы d и b – это разные буквы. Многие дети переворачивают буквы, как при чтении, так и на письме, но это не является диагностическим признаком дислексии. Наоборот, многие дети, страдающие дислексией, не переворачивают буквы (Dehaene, 2013; Blackburne et al, 2014).

Миф №3: Дислексией чаще страдают мальчики

ФАКТ: Несколько десятков лет назад дислексию чаще диагностировали у мальчиков, нежели у девочек. Согласно недавнему исследованию Доктора Салли Шэйуитс и ее коллег, проведенному в Йельском университете и опубликованному в Журнале Американской Медицинской Ассоциации (Journal of the American Medical Association), дислексией вероятно страдают одинаковое количество как мальчиков, так и девочек, однако у мальчиков дислексия диагностируется чаще, потому что они, как правило, сильнее демонстрируют проблемы с вниманием и академической успеваемостью в начальных классах. Тем не менее, существует более новое исследование, результаты которого противоречат выше упомянутому и свидетельствуют о том, что дислексия у мальчиков встречается в 3 раза чаще, чем у девочек. Кроме того, нейробиологические характеристики дислексии у мальчиков могут отличаться от таковых у девочек (Evans et al., 2014).

Миф №4: Невозможно определить, попадает ли ребенок в группу риска по дислексии до тех пор, пока он не пойдет в школу и не начнет испытывать трудности при чтении.

ФАКТ: На сегодняшний день существует огромное количество исследований, указывающих на то, что признаки развивающейся дислексии можно наблюдать еще в дошкольном возрасте. В своей книге «Развивающаяся дислексия» Доктор Салли Шэйуитс предлагает список из нескольких индикаторов:

  • Трудности в заучивании детских стишков
  • Трудности в запоминании названий букв
  • Трудности в распознавании букв в собственном имени
  • Задержка речи
  • Трудности в распознавании рифм

Все больше научных исследований свидетельствуют о том, что проблемы с восприятием речи в раннем возрасте – это фактор риска развития дислексии в школе. Например, доктора Стивен Зэкер, Нина Краус и их коллеги из Северо-западного университета обнаружили, что они могут прогнозировать трудности с чтением в школьном возрасте у детей, тестируя их на способность воспринимать звуки речи в шумной обстановке.

Миф №5: Дислексия неизлечима и те, кому поставили такой диагноз, никогда не смогут хорошо читать.

ФАКТ: Существуют эффективные интервенции, направленные на развитие чтения, которые помогают ученикам с диагнозом дислексия научиться читать и добиваться успехов в школе. Согласно исследованиям доктора Джона Габриэлли и его коллег, интервенции, основанные на нейронаучных открытиях, такие как программа Fast ForWord, способны корректировать нейрофизиологические функции, что проявляется в активации лобной и височно-теменной долей левого полушария головного мозга. Такой вид интервенции крайне эффективен для детей с дислексией и имеет длительный эффект.

 

Дата: 20 октября 2015

Автор: Марта Бернс

Перевод: Neuro Innovations, LLC    

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *