Как ускорить процесс слуховой обработки информации при помощи программы Fast ForWord

Доктор Пола Таллал – одна из первых нейроученых, которая начала исследовать  причины речевых нарушений у детей. Известно, что речь – это естественно приобретаемый навык, как и ходьба. Все, что необходимо ребенку, — это слушать разговорную речь, и затем он сам начнет говорить. Но некоторые дети не в состоянии освоить ее так же просто и естественно. Доктор Пола Таллал заинтересовалась, почему так происходит. Изначально она предположила, что дети, у которых медленно развивается речь, могут иметь трудности с базовыми навыками упорядочивания информации, так как понимание слов и грамматики зависит от корректного восприятия определенной последовательности языковой структуры. Например, восприятие разницы между словами spot и pots требует постановки звука s в правильной последовательности. Для проверки данной гипотезы она попросила детей с речевыми нарушениями и без таковых выстроить последовательность звуков, чтобы посмотреть будет ли данный навык лежать в основе проблемы освоения речи. Она обратила внимание на то, что ученики без речевых нарушений могли с легкостью воспроизвести последовательность из двух звуков, представленных как в быстром так и в медленном воспроизведении. Однако, дети с речевыми нарушениями имели сложности с повторением последовательности звуков, которые предлагались в быстром воспроизведении. Данная статья объясняет, каким образом программа Fast ForWord помогает улучшить навык упорядочивания слуховой информации при помощи таких упражнений как Sky Gym и Jumper Gym.

 

sky-gym

 

Что такое Sky Gym и Jumper Gym?

Sky Gym и Jumper Gym – это названия упражнений программы Fast ForWord, которые помогают ученикам быстро идентифицировать и улавливать последовательные изменения звука (точность слухового восприятия) и улучшают способность распознавать и запоминать порядок серии звуковых стимулов. Задача этих упражнений – корректно определить последовательность от двух до пяти звуков разной тональности.

Трудности в упражнениях Sky Gym/Jumper Gym – это, на самом деле, хороший знак

Данные упражнения считаются невероятно эффективными и являются очень важными, но именно они и вызывают наибольшие трудности у учеников. В последнее время эти упражнения часто становятся предметом множества диcкуссий. Однако, это, скорее всего, связано с тем, что многие провайдеры и тренеры не в курсе предыстории, о которой пойдет речь ниже. Я же не знаю никакой другой методики, которая позволяла бы ускорить процесс слуховой обработки информации.

Немного предыстории

История создания данных упражнений программы Fast ForWord берет свое начало в  1970 гг., когда доктор Пола Таллал проводила исследование, показавшее что ученики со специфическим расстройством речи имели трудности со слуховой обработкой информации, если звуковые стимулы были представлены в быстрой последовательности. Однако, если представить звуки медленнее, ученикам удавалось их идентифицировать. Данные ошибки не были связаны с развитием когнитивных функций, они лишь указывали на то, что информация подавалась на слишком большой скорости. Это похоже на то, какой быстрой нам кажется иностранная речь. Чтобы облегчить процесс восприятия информации на слух человеку со специфическим расстройством речи, необходимо отделять звуки более долгими паузами. Таким образом, Пола Таллал определила суть проблемы слуховой обработки информации.

Тем временем, все большее количество исследований, проводимых  в лаборатории доктора Майкла Мерцениха, свидетельствовали в пользу нейропластичности – способности мозга к постоянному изменению и развитию. Доктор Мерцених также занимался поиском более эффективных способов тренировки мозга для усвоения новой информации.

В 1990 гг. Таллал и Мерцених объединили свои усилия с целью улучшить способность детей со специфическим расстройством речи понимать разговорный язык и решить проблемы слуховой обработки информации и дислексии. Доктор Таллал предположила возможность создания устройства, которое могло бы удлинять речь. А доктор Мерцених, в свою очередь, рассказал ей о том, что мозг можно тренировать обрабатывать быстрые звуки, используя принцип нейропластичности. Эти разговоры привели к созданию прототипа программы Fast ForWord в Ратгерском университете в 1994 и 1995 гг.

Такова история создания этих двух упражнений.

Так что насчет учеников, которые имеют трудности при прохождении данных упражнений?

Как правило, если ученик имеет  трудности с этими упражнениями, — это значит, что им показаны занятия программой Fast ForWord, и данными упражнениями в большей степени. Тот факт, что в них отсутствуют звуки речи и слова, ни в коем случае не умаляет их эффективности (в начале я так думала). Не быстрый прогресс в этих упражнениях, как правило, не связан с отсутствием мотивации или старания. Скорее всего, мозгу требуется больше времени на точную обработку информации.

Мотивационные стратегии в прохождении упражнений Sky Gym и Jumper Gym

Очень большое значение при занятиях программой Fast ForWord имеет тихая и спокойная обстановка. Ученик должен надеть наушники, а учитель – установить достаточный уровень громкости. Можно привлекать некоторые мотивационные стратегии, такие как “10 раз подряд”, цель который дать минимум 10 корректных ответов подряд. Или можно поиграть в игру “Побей рекорд учителя”, в которой ученик соревнуется со своим учителем или другим учеником, набирая большее количество баллов.

 

Дата: 28 июня 2016 г.

Автор: Ann Osterling

Перевод: Neuro Innovations, LLC

 

One comment

  • Вот почему этот возраст называют критическим если поступление слуховой информации в слуховую кору восстанавливается с помощью слуховых аппаратов или кохлеарного имплантата, то развитие слуха и слухоречевое общение становится не только возможным, но и предоставляет практически равные возможности слухоречевого развития и общения с нормально слышащими сверстниками. После этого периода слухоречевое развитие и слухоречевое общение крайне затруднено.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *