ДИСЛЕКСИЯ ПОДКРАЛАСЬ НЕЗАМЕТНО

Многие из родителей не понаслышке знают, что такое дислексия. Говоря простыми словами – это состояние психики, при котором ребенок имеет сложности с чтением. Как правило, дислексию выявляют в начальных классах школы, реже в подготовительных группах детского сада. Такая огромная задержка диагностики обусловлена трудностью определения, как именно ребенок читает: аналитически или глобально.

Но обо всем по порядку. Чтение – это процесс связывания напечатанного символа и звука в слово, которое в свою очередь необходимо связать со смыслом. Во время обучения ребенка чтению описанный выше процесс упаковывается в очень быструю операцию считывания написанного текста. Так ребенок осваивает беглое и осознанное чтение.

Как правило, о том, что у ребенка дислексия, задумываются в октябре – второй учебный месяц, когда заканчивается повторение и появляется новый учебный материал. Многие специалисты, занятые в системе образования, в курсе этой проблемы, однако никаких профилактических мероприятия по ранней диагностике или информированию родителей не проводится. Этой статьей мы хотели бы обратить Ваше вниманию на проблему дислексии, которая стала проявляться сейчас гораздо чаще.

Для ребенка с дислексией недоступно или труднодоступно аналитическое чтение: этот вид чтения привычный для нас всех, когда из букв складывается слово, из слов предложение, которые в свою очередь образуют связный текст. Чаще всего дети пользуются глобальным чтением. При таком виде чтения ребенок запоминает «внешний вид» слова и его значение. Очевидно, что детской памяти не хватит на все слова, употребляемые в школьном обучении, а запоминание новых слов будет отнимать много времени и сил. Более того, читая таким способом, гораздо труднее понимать общий смысл текста. По этой же причине сложна ранняя диагностика в формате общеобразовательного учреждения: необходим индивидуальный подход, много времени для наблюдения за конкретным учеником и наличие определенных компетенций у педагога, чтобы суметь выявить дислексию в начале обучения.

Многие исследования детей с нарушением процесса чтения говорят о том, что проблема заключалась не в нарушении зрительного восприятия или мыслительных процессов. Сложность крылась в нарушении фонематического слуха. Этот тип слухового восприятия формируется у детей до 7 лет в процессе того, когда он учится говорить и развивает свою речь. Для профилактики дислексии необходимы занятия по развитию речи, где будет затрагиваться тема слухового внимания, фонематического анализа. Главное в данной ситуации не упустить время и проводить коррекционные (если нарушение выявлено) или профилактические мероприятия своевременно.

Компания «НейроИнновации» предлагает педагогам и заинтересованный родителям ряд компьютерных методик, которые облегчают и ускоряют процесс коррекции нарушения дислексии или дают возможность в игровой форме заниматься профилактикой. Одним из таких методов является программа «Fast ForWord». В данной программе ребенку дается модифицированное звучание звуков, что облегчает процесс восприятия и при помощи регулярных тренировок ребенок научается различению близких по звучанию фонем.

В качестве хорошего способа развития слухового восприятия без отрыва от домашних дел в нашем арсенале есть аудиопрограмма «The Listening Program (TLP)». Суть метода состоит в том, что ребенок слушает обработанную музыку, которая подбирается специалистом исходя из цели, к которой необходимо прийти. Во время прослушивания этой музыки происходит стимуляция необходимых нам зон головного мозга, что способствует появлению новых связей между нейронами, тем самым облегчая обучение.

Автор: Евгения Щербакова, логопед, психолог Центра коррекции и развития речи «Нейролэнд»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *