Расстройства обработки слуховой информации

В процессе слушания основную роль играет процесс обработки слуховой информации, что, в конечном счете, дает нам возможность развивать когнитивные навыки и учиться. По сути, слышит наш мозг, а не уши.

Уши улавливают и посылают «необработанную» информацию для дальнейшего анализа. Если все в порядке, то слуховые центры мозга производят расшифровку. Уровень интерпретации поступающей в мозг информации зависит от уровня навыков слуховой обработки. В возрасте до 3-х лет мозг является наиболее восприимчивым для развития языковых навыков. В этот период в языковых центрах мозга отображается информация, которая состоит из различных звуков и слов.

Люди с расстройством процесса обработки слуховой информации имеют трудности в понимании инструкций и концентрации внимания, особенно в классе, где часто присутствует фоновый шум – звуки шепота или разговоры сверстников, звуки кондиционеров или транспорта, а также детей, играющих на улице, и это только некоторые отвлекающие от занятий в классе факторы, затрудняющие процесс обучения для таких детей. Они должны тратить слишком много энергии и когнитивных ресурсов, пытаясь разобраться в различных источниках слуховой информации, которую получает их мозг. Таким образом, эти дети либо вообще не в состоянии учиться или не могут полностью раскрыть свой потенциал.

study

Причина трудностей обработки информации заключается в том, что звуки речи не были в достаточной мере запечатлены в языковых центрах мозга. Это может быть следствием различных нарушений, чаще всего причиной становится перенесенные до 4 х лет инфекции среднего уха (в том числе отит), не зависимо от того, были ли они обнаружены вовремя.

Не смотря на распространенность расстройства процесса обработки слуховой информации, его симптомы по-прежнему часто путают с симптомами Синдрома дефицита внимания (СДВ) или Синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), дефицита слуха, общих трудностей в обучении, или даже депрессии. Каково же недоумение родителей и учителей, которые видят, как, казалось бы, умный ребенок испытывает трудности в обучении, не понимая причин этого. В результате, такие дети часто становятся жертвами неидеальной системы образования, в которой отсутствуют методики и соотвествующие ресурсы для работы с такими детьми. Кроме того, как правило, они не могут претендовать на специальную педагогическую помощь.

Важно понимать, что если у вашего ребенка действительно есть нарушения процесса обработки слуховой информации, то вряд ли он сможет перерасти эти проблемы без соответствующего вмешательства. Трудность еще и заключается в том, чтобы подобрать подходящую методику обучения, учитывая, что существует довольно много вариантов. Многие  родители пробуют различные программы и занятия, но часто с переменным успехом. Это происходит потому, что программы не устраняют основные причины нарушения процесса слуховой обработки. Это как  строить крышу до момента полного возведения стен.  Важно в первую очередь развить фундаментальные навыки устной речи у ребенка, прежде чем учить его читать и писать. На сегодняшний день, программа Fast ForWord является одной из самых эффективных коррекционных образовательных программ, помогающих бороться с расстройством обработки слуховой информации за счет использования запатентованной технологии цифровой обработки речи.