РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)

Начиная с первых лет жизни, аутизм представляет собой расстройство социального взаимодействия, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга. Ребенок с аутизмом может не осознавать того, что происходит вокруг, быть не в состоянии реагировать на внешние стимулы. Часто, имея ограничения речи и языковых навыков, ребенок идет по пути развития, отличного от других детей той же возрастной категории. Ему сложно играть с другими детьми и устанавливать дружеские отношения. Деятельность такого ребенка характеризуется ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

Принято выделять расстройства аутистического спектра, который включает в себя разнообразие и степень тяжести симптомов аутизма. Таким образом,  считается, что и дети с серьезными нарушениями, и те, которые испытывают на себе незначительные последствия болезни, имеют расстройство аутистического спектра.

Как программа Fast ForWord может помочь детям с аутизмом

Дети с РАС часто демонстрируют нарушения процесса обработки слуховой информации, что приводит к тотальному недоразвитию языковых навыков. Программы Fast ForWord могут восполнить этот дефицит путем тренировки навыков обработки слуховой информации.

Fast ForWord Language – это программа тренировки языковых навыков, которая состоит из 7 игр, развивающих степень восприятия и уровень понимания языка. Программа предлагает упражнения для тренировки слуха, внимания, памяти. Звуки, используемые в играх, растянуты во времени таким образом, чтобы ребенок смог распознать его в полной мере, а затем скорость звука увеличивается по мере продвижения в игровых заданиях.

kids

Ретроспективное исследование 100 детей с РАС, которые наряду с привычным лечением использовали программы Fast ForWord, показало что, почти все дети, которые завершили тренировки, продемонстрировали улучшения восприятия языка и навыков экспрессивной речи.

Принимая во внимание результаты ретроспективного исследования, а также данные отчетов после прохождения курса программы об улучшении системы обработки слуховой информации как в стволе так и в коре головного мозга, ученые предположили, что программа Fast ForWord способна модифицировать нейронную обработку звука у детей с РАС. Гипотеза заключалась в следующем: у детей, прошедших курс программы Fast ForWord, будут заметны улучшения в распознавании речевых слогов, включая скорость и точность распознавания.

Ниже представлена информация о проведенном исследовании, с которым более подробно можно ознакомиться по ссылке:

http://behavioralandbrainfunctions.biomedcentral.com/articles/10.1186/1744-9081-6-60

Дети и их семьи были приглашены в научно-исследовательскую лабораторию заранее, чтобы участники могли привыкнуть к месту тестирования и оборудованию перед сбором экспериментальных данных. Собранные до и после прохождения программы данные сравнивались с данными 6 детей с РАС, которые не подвергались активной интервенции. Со всех участников было получено информированное согласие на участие в эксперименте.

            Требования к участникам:

а) Официальный диагноз РАС, поставленный неврологом или психологом, а также постоянное наблюдение лечащим врачом и учителем;

б) Отсутствие коморбидных неврологических диагнозов (например, эпилепсии, церебрального паралича);

в) Нормальные показатели периферийного слуха, измеренные при помощи метода тональной пороговой аудиометрии, и нормальные показатели реакции ствола головного мозга, измеренные методом вызванных потенциалов;

г) Уровень интеллекта не менее 85 баллов по тесту Векслера;

д) Не менее 80 баллов за знания по основному языку.

5 мальчиков (средний возраст – 9 лет) прошли курс программы Fast ForWord в течение 5-10 недель (в среднем – 7,5 недель). Длительность курса зависела от динамики каждого участника. В самом начале участники и их семьи получали инструкции супервизора, а затем, убедившись в том, что все задания ясны, переходили к домашним тренировкам. Курс считался завершенным тогда, когда ребенок достигал 85% выполненных заданий (процент = количеству уровней, на которые продвинулся ребенок). Все дети экспериментальной группы начали тренировки в течение одного года (в среднем с разницей в 5 месяцев) и были подвергнуты повторному тестированию спустя приблизительно 1 месяц после завершения тренировки (в среднем спустя 35 дней).

Несмотря на маленькую выборку, данные исследования указывают на то, что тренировки оказали положительное воздействие на некоторые аспекты распознавания речи в каждом отдельном случае.

Данное исследование указывает на первоначальные данные об эффективности слуховых тренировок, направленных на улучшение процессов обработки слуховой информации, среди детей с РАС. Биологические изменения, обнаруженные в данном исследовании, сопровождались соответствующими достижениями в программе Fast ForWord. Хотя корреляции между днями тренировки и и нейронными изменениями установлено не было, более расширенное использование программы Fast ForWord или лонгитюдные тестирования могли бы обнаружить более ярко выраженные изменения функций ствола головного мозга, а также улучшение поведения спустя некоторое время после прохождения курса программы. Данное подтверждение согласуется с ранее опубликованными отчетами, указывающими на то, что физиологические изменения могут предшествовать изменениям поведения. Полученные результаты также можно сопоставить с  данными клинических исследований о физиологических изменениях, связанных с тренировками слуха. Таким образом, результаты исследования указывают на то, что компьютерные программы для тренировки слуха могут оказывать благотворный эффект на некоторых детей с РАС посредством воздействия на биологические процессы.