6 ПРОБ НА ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

В нашем блоге мы много рассказываем о компьютерных методах коррекции различных речевых нарушений. Прогноз результата коррекционной работы во многом зависит от того, насколько хорошо сформирован фундамент из определенных слуховых и зрительных навыков. В компанию «НейроИнновации» обращаются специалисты за обучением по новым компьютерным методам коррекции, в частности мы предлагаем повышение квалификации по работе с игрой «Fast ForWord». В нынешней ситуации очевидно, что получить помощь специалиста очно стало труднее, а начало нового учебного года не за горами. Многие логопеды думают о том, как можно работать с детьми удаленно.

Не всегда есть возможность приобретать программное обеспечение сразу, не зная о том, есть ли ребенок, которому на самом деле может пригодиться данный продукт. Специалисты компании «НейроИнновации» подготовили список диагностических упражнений, при помощи которых можно определить необходимость дополнительных занятий на платформе «Fast ForWord». Данные пробы предназначены для детей от 4 до 6 лет или для детей старшего возраста при имеющихся нарушениях в развитии. Если ребенок делает ошибки хотя бы в двух упражнениях, то есть повод для обращения к специалисту.

  1. Что было первым?

Необходимо в определенном порядке проиграть два различных звука (к примеру, аудиозапись жужжания пчелы и мяуканье котенка) и спросить, что было первым, а что последним? Понимание временного различия в воспроизведении звуков имеет важный диагностический смысл для определения фундаментального нарушения обработки звуковой информации.

2. Какие были звуки?

Закрываем бумагой лицо так, чтобы ребенок не видел, как именно Вы произносите звуки. Просим послушать ребенка то, что Вы скажете и повторить за Вами. Для чистоты эксперимента принято говорить похожие звуки (например, «ба»-«па»-«ба»). Произнесение слов также не рекомендуется, так как ребенок может «додумать» по смыслу в случае, если не расслышал его полностью. Правильное повторение звуков говорит о том, что у ребенка хорошо развито фонематическое восприятие.

3. Удержание ритма

Попросите ребенка похлопать в ладоши с разным темпом в течение 1 минуты. Дети должны уметь удерживать ритм, хлопать равномерно, не ускоряясь и не замедляясь. Этот навык важен для того, чтобы уметь правильно применять интонацию, придерживаться адекватной скорости речи.

4. Различение высоты звуков

Смысл исследования заключается в том, чтобы узнать, различает ли ребенок высокие звуки от низких. В качестве материала для теста можно использовать любой музыкальный инструмент, а в случае их отсутствия в доме можно использовать два бокала разной величины и с отличающимся звоном. Попросите ребенка послушать звуки и определить, высокий или низкий звук он слышит. Процесс различение тонов тесно связан с различением фонем. Если ребенок не слышит разницу в тонах, то ему сложнее будет даваться фонематический анализ.

5. Скорость обработки аудиальной информации

Тест заключается в определении скорости реакции на звук. Возьмите для эксперимента два коротких звука (аудиозапись сигнала машины и дверного звонка, например). И договоритесь с ребенком о том, что как только он услышит машину, ему нужно хлопнуть, а на звук дверного звонка – топнуть. Если ребенок обдумывает действие более 1 секунды, то это может свидетельствовать о снижении скорости анализа воспринимаемых звуков.

6. Локализация звуков

Сидя в комнате, поспрашиваете у ребенка о том, где могут находиться источники слышимых Вами звуков. К примеру, где работает стиральная машина, поет птица, откуда доносится звук работающего телевизора. Умение правильно определять источник шума помогает нам правильно ориентироваться в пространстве и дополняет ту картинку, которую мы видим. 

Автор: Евгения Щербакова, логопед, психолог Центра «Нейролэнд»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *